Камень в истории

 

Камень всегда интересовал человека. Острый кусок твердого камня являлся незаменимым орудием для охоты и защиты от врагов. Первоначально самым лучшим материалом для этого был кремень, осколки которого имели очень острые и малоизнашиваемые края, о чем свидетельствуют раскопки стоянок первобытного человека времен нижнего палеолита (800—60 тыс. лет до н. э.).

В эпоху мезолита (ок. X—V тысячелетия до н. э.) человек для изготовления орудий стал использовать яшмы, горный хрусталь, агаты, обсидиан. В поселениях древнего человека, обнаруженных на Южном Урале, Северном Кавказе и в других местах, найдены изделия из яшмы, хрусталя, кремня и обсидиана — ножи, топоры, скребки, наконечники для копий и стрел и т. п.

 

Наконечники стрел. Эпоха неолита. Найдены на территории Италии.

Museo Archeologico Nazionale, Aquileia, Italy



Во времена неолита (ок. VIII—III тысячелетия до н. э.) человек начинает систематическую добычу необходимого для жизни камня. Древние подземные разработки кремней найдены во Франции, Великобритании, Польше, Швеции, Италии (о. Сицилия) и в других странах. Глубина шахт достигала в отдельных случаях 20 м, а ширина — около 1 м. Для добычи камня человек применял огонь и воду, а также каменные мотыги и кирки. Наряду с минералами кремнезема стали использовать нефрит, жадеит, другие минералы и породы высокой твердости и вязкости, образующие при сколе острые, режущие кромки.

В эпоху неолита камень играл еще одну важную роль — он был предметом религиозного поклонения. Для защиты от непогоды, голода и болезней люди призывали на помощь сверхъестественные силы, а в качестве амулетов, предохраняющих от зла, использовали красивые камни или кристаллы определенной формы и цвета. Позже из цветных камней человек научился вытачивать идолов и фигурки богов. Культовая роль камня сохранилась до наших дней. Во многих странах по существующим традициям связывают драгоценные камни определенных наименований со знаками Зодиака, множество дорогих камней применяется для украшения церковной утвари — икон, книг, ритуальных предметов.

 

 

 

Маска Кетцалькоатля, одного из главных богов ацтекского пантеона
Маска Кетцалькоатля, одного из главных богов ацтекского пантеона.

фото:

 

На территории Индии и Бирмы найдены предметы быта и оружие, относящиеся к раннему неолиту (ок. V тысячелетия до н. э.). Сделаны они из камней этой местности: халцедона, агата и нефрита. По его мнению, изумруды в Индии стали известны за 2000 лет до н. э., сапфиры и рубины Цейлона (Шри-Ланка) — за 600 лет до н. э., а алмазы Индии — за 1000—500 лет до н. э. Добыча драгоценных камней, по-видимому, являлась одним из самых древних видов горного промысла. Известно, что бирюзу добывали на Синайском полуострове за 3400 лет до н. э. Художественные изделия с лазуритом, амазонитом, гранатом, изумрудом, аметистом находят в захоронениях Древнего Египта. В горах Африки за 2 тыс. лет до н. э. между Красным морем и Нилом велась добыча изумрудов в копях, позже названных именем Клеопатры.

В Каирском музее хранится статуэтка Нофрет с ожерельем из цветных камней, обнаруженная при раскопках захоронений в Древнем Египте (2700—2500 лет до н. э.). При раскопках гробницы царя шумеров Мескаламдуга, жившего в 2500 г. до н. э., были найдены бусы и подвесок из лазурита, а в усыпальнице царицы Древнего Шумера Шубад — гребни, украшенные каменными цветами из лазурита. При раскопках захоронений в Южном Междуречье (середина III тысячелетия до н. э.) обнаружены бронзовые изваяния женской головы и головы быка с глазами из цветных камней. В гробнице египетского фараона Тутанхамона обнаружено множество предметов, украшенных бирюзой и лазуритом. Священный жук-скарабей на нагрудной подвеске фараона вырезан из полудрагоценного зеленого камня. Из красивых твердых камней делали печати для различных документов. В Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии первоначально печати имели цилиндрическую форму, позже стали вырезать плоские круглые печати. По свидетельству Геродота, каждый знатный вавилонянин носил перстень с печатью. На них изображали богов, эпизоды сражений, бытовые сцены, символы профессии человека. Особо знатные люди имели несколько печатей из яшмы, агата или лазурита и носили их как ожерелье.

Во времена крито-микенской культуры (ок. 2800— 1100 лет до н. э.) были широко распространены резные перстни-печатки, цветными камнями стали украшать оружие и посуду. Наряду со знаками и буквами, на них стали наносить орнаменты и изображения животных. В одной из гробниц найден кубок, вырезанный из целого куска горного хрусталя.

В священных индийских книгах «Веды» (кон. II — нач. I тысячелетия до н. э.) упоминаются многие драгоценные камни. По преданиям, капли крови борющихся в небе богов, падая на песок священного Ганга, превращались в рубины и гранаты.


Древние индусы считали, что драгоценные алмазы образуются из «пяти начал природы»: земли, воды, неба, воздуха и энергии. Алмазы, как и население Индии, подразделялись на четыре класса-касты: брахманы — чистые, бесцветные октаэдрические кристаллы; кшатрии — камни, окрашенные в красноватые тона; войшье — кристаллы зеленоватого цвета; шудры — серые кристаллы. В Древней Индии особо ценили камни красного цвета, на Среднем Востоке — синие, а в Древнем Египте — зеленые. Возможно, что это связано с наличием в этих странах месторождений драгоценных камней именно этих цветов.

 

Шахматная фигура из янтаря. Эпоха викингов.

National Museum, Copenhagen, Denmark



Один из древних самоцветов — янтарь, который уже в III тысячелетии до н. э. применялся почти во всех странах для изготовления украшений или в виде амулетов. Плиний Старший писал, что в Скифии встречаются «золотистые горящие камни». Вероятно, добывались они по берегам рек и на побережье Балтийского моря. Древними торговыми путями янтарь попадал в Западную Европу, Индию и даже Китай. В VIII—X вв. в ряде стран янтарные пластины и изделия служили эквивалентом золотых и серебряных монет. Широкое развитие получили изделия из янтаря в Древней Греции. Происхождение его греки связывали с легендой, согласно которой Зевс могучей молнией разбил колесницу Фаэтона — сына бога солнца Гелиоса — несомую четверкой взбесившихся крылатых коней, после чего тот рухнул в волны реки Эридана. Сестры Фаэтона — Геллиады долго оплакивали его, и были обращены за это богами Олимпа в тополя, с которых в студеные воды Эридана падали их слезы — смола,— превращавшиеся в прозрачный янтарь.

В VII в. до н. э. в Древней Греции зародилось искусство глиптики — резьбы по камню. Материалом для изготовления гемм первоначально служили халцедон, яшма, горный хрусталь, празем. Из них вырезали фигурки животных, богов, людей. Особое развитие этот вид античного искусства получил в IV в. до н. э., когда стали применять многослойные цветные камни — сардониксы, агаты, а также более твердые камни — изумруд, аквамарин и др. Античные мастера вырезали на камне сцены из мифологии, изображения богов и мифических героев, портреты правителей, победителей Олимпийских игр и других лиц. Выбор камня подчинялся сюжету. Так, траурные геммы изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Прозерпину, похищенную богом мира умерших Аидом; свадебные геммы делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи — символом верной любви. Морские сюжеты, фигурки Нептуна и Тритона вырезали на аквамарине; бога веселия и виноделия Диониса (Бахуса) — на аметисте, который якобы предохранял от опьянения. Юристы и судьи носили геммы из кроваво-красной яшмы.

В Государственном Эрмитаже в Ленинграде находится уникальная коллекция художественных миниатюр — античных гемм: «Геракл и Гидра» и «Упражнение на коне» (VI в. до н. э.), «Атлет с гантелями» (V в. до н. э.), «Гоплитодром» и «Атлет с оружием» (IV в. до н. э.). Прекрасны вырезанные на сердолике геммы с изображением Зевса и Леды, богини победы Ники на колеснице, Психеи и Эрота. Изумительны по красоте геммы знаменитого Хеосида на яшме — «Цапля с кузнечиком», «Лошадь-победительница», «Летящая цапля». В Эрмитаже хранится замечательная гемма из сардоникса с портретом Александра Македонского работы выдающегося мастера резьбы по камню Пирготеля.

Всемирную известность приобрела вырезанная на трехслойном ониксе «Камея Гонзага» (III в. до н. э.), на которой изображен парный портрет египетского царя Птолемея и его жены Арсинои. Резчик великолепно использовал различный цвет слоев оникса. Фоном служит темно-коричневый нижний слой, на котором контрастно выделяются белое с голубоватым оттенком лицо Арсинои, ее шея, плечо, а также гребень шлема Птолемея. Лицо царя более светлое и резко отличается от лица царицы — оно как будто загорелое, мужественное. Из верхнего коричневого слоя вырезаны шлем, волосы и эгиды Птолемея. Длина камеи около 16 см, ширина 12 см. Эта гемма была подарена императору Александру I Жозефиной Богарнэ в 1811 г.

В Берлине хранятся геммы на сердолике (портрет Помпея) и на ониксе (изображения Цербера и Геркулеса). В Париже, в кабинете гемм французской национальной библиотеки, экспонируется ряд драгоценных античных камней: «Амфитрида, плывущая по волнам на морском быке» (работа Гликона), изображение Пелопса с конями Нептуна, «Психея» и ряд других, а в Парижском музее — геммы Диоскорида «Голова Маценаса» на аметисте и «Персей» на сердолике.

На территории России самые древние ювелирные изделия с драгоценными камнями найдены в Грузии (Триалети, нач. II тысячелетия до н. э., «Ахалгорийский клад» V в. до н. э.), Армении и Азербайджане. Обнаружены разнообразные украшения — браслеты, перстни, серьги, ожерелья с сердоликом, агатом, бирюзой и лазуритом. На побережье Черного моря, там, где с V в. находились греческие города-колонии, также найдено большое число украшений с горным хрусталем, аметистом, халцедоном и другими камнями. В период I в. до н. э.—I в. н. э. на территории нынешней Белоруссии, в Полесье, у древних славянских племен уже были украшения из камней.

 

Сейчас можно назвать около 200 видов и разновидностей камней, применяемых в ювелирных изделиях. Одни из них — алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аквамарин, александрит, опал, гранаты, шпинель, топаз, турмалин, бирюза, аметист, лазурит, малахит, нефрит, жадеит — издавна широко применяются, другие — танзанит, тзаворит, чароит, бразилианит, бенитоит и т. д.— открыты и стали использоваться в качестве ювелирных сравнительно недавно. В последнее время внимание ювелиров привлекли некоторые разновидности минералов, не являющиеся в строгом смысле ювелирными, но обладающие красивой окраской, астеризмом или эффектом кошачьего глаза. К ним относятся скаполит, титанит, апатит, андалузит и многие другие. Ювелирными являются и некоторые камни органического происхождения — жемчуг, янтарь, кораллы, гагат, кости, рога и бивни ряда животных.

 

На сайте вы узнаете об истории драгоценных камней, о средневековых свидетельствах и сообщениях о странных и загадочных случаях, связанных с камнями: метеоритами и драгоценными минералами, древними статуями и египетскими пирамидами, остатками Вавилонской башни и стенами воображаемых городов. Арабо-персидские минералогии, средневековые латинские лапидарии, исторические хроники, записки путешественников — вот далеко не полный список источников, использованных автором. Средневековый спор о свойствах минералов между естествоиспытателями и магами оживает здесь и приглашает в мир непридуманных загадок Древнего мира и средневекового Востока.

 


 

Каменный фаллос перед святилищем Диониса на о. Делос

Каменный фаллос перед святилищем Диониса на о. Делос.
фото:


Пять из семи чудес древнего мира были сделаны из камня. Это — пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей и Александрийский маяк. Этот список впервые упоминается в сочинении финикийского писателя Антипатра из Сидона (II в. до н. э.).

В теме чудес света нас интересует единственное обстоятельство — история их разрушения и исчезновения. Из классического списка чудес сохранилась только пирамида Хеопса, и то лишь ее жалкий остов. Пирамида — это памятник безумству разрушителей. Дело в том, что пирамида была облицована плитами из ослепительного белого известняка, отполированного до зеркального блеска. При лунном свете гробница Хеопса загадочно сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл. Арабы, захватив Египет в 641 г., постепенно расхитили облицовку пирамиды. Более того, они не раз пытались разрушить пирамиду. Стремление разрушить грандиозное каменное сооружение сродни природному процессу разложения мертвых тел. В рассыпании камней сквозит тайное желание смерти, торжества хаоса, ускоренной энтропии, превращения Культуры в Природу. Немаловажное обстоятельство: мусульмане уничтожали знаки чужой для них культуры. Магическая мощь фараона бросала вызов абстрактной фигуре Аллаха. В войне символов периоды яростных атак сменялись веками глубокого равнодушия. Пирамида устояла лишь потому, что ни один из правителей не обладал силой, достаточной для ее разрушения, чего не скажешь о других памятниках.

 

Дольмен, Ирландия, ок. 2500 до н.э.

Дольмен, Ирландия, ок. 2500 до н.э. фото:

 


Камни, несущие на себе символы исчезнувших цивилизаций, намекают на присутствие магического универсума и придают смысл прошлому, поскольку зачастую являются единственным доказательством самого факта существования прошлого. В известном смысле египетские пирамиды не позволили мусульманскому благочестию замкнуться в гордом высокомерии. Непроницаемые пирамиды служили входом в мир тайных знаний и астральной футурологии.

В семиотическом плане дикий ландшафт, усеянный камнями, является некой противоположностью освоенного, приведенного в порядок, пространства. На самом деле культурный и природный ландшафты являются элементами ноосферы и дополняют друг друга в хрупком балансе. Истинная угроза для этой гармонии проистекает, скажем, от падающих на Землю тел из Космоса.